Псалом 103: второе повествование о сотворении мира
Значение Сотворения
Бог всемогущий и в то же время любящий. Он также является Создателем всего, что существует, и Он – автор нашего спасения. В таком мире как наш, где христианское учение о сотворении было повсеместно заменено теорией о бесцельном процессе эволюции в качестве объяснения нашего происхождения, вера в Бога как в Творца, имеет огромное значение. Это объясняется тем, что изначальное сотворение раскрывает характер Творца как всемогущего, любящего, целеустремленного, мудрого, организованного, щедрого, любящего красоту и, более того, заботящегося о своих созданиях —творении рук Своих. Вот почему Творение - одна из наших фундаментальных доктрин. И это также причина, по которой мы призваны громко провозглашать эту весть всему миру (Откр. 14:7).
Принятие Бога и поклонение Ему как Творцу и Искупителю будет способствовать спасению верующего, давая уверенность в том, что ему приготовлено место в окончательном восстановлении всего, что было обещано самим Творцом.
Вступительные замечания к Псалму 103
Величайшим доказательством того, что Бог является Творцом Вселенной, включая мир, в котором мы живем, является достоверное свидетельство Его написанного Слова. В этом контексте Псалом 103 дарит нам прекрасное, поэтически написанное повествование о Божьих делах в течение недели творения. Помимо повествования книги Бытие, этот литературный шедевр, вдохновленный Автором как Творения, так и Священных Писаний, дает нам дополнительное, утверждающее свидетельство Его величия, любви и благости, основанное на восхищении и поклонении, которыми мы, как его особые создания, обязаны ему.
Псалом 103 выражает спонтанное восхищение автора делами творения Божьего. «Используя язык и манеру поэта, а не ученого, псалом рассматривает дела творения, открывая в них их Создателя» (Библейский комментарий Церкви АСД, стр. 863)
Вопреки тому, что многие библеисты, рассматривая этот псалом с критической точки зрения, утверждали, как и в отношении многих других Писаний, что это не оригинальное произведение; что автор заимствовал свой материал из египетского гимна, прославляющего солнечный диск Атона как верховного творца, для любого изучающего Библию человека нет причины сомневаться в том, что Псалом 103 - это оригинальное произведение, написанное под вдохновением Святого Духа. С другой стороны, кто-то сказал, что было бы полезно изучать иврит в течение десяти лет, если бы в результате этого изучения студент смог прочитать этот псалом на его оригинальном языке.
Вступление
Стих 1: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием».
Псалом начинается с того, что его автор благословляет Господа в своей душе и объясняет это: Господь дивно велик; Он облечен великолепием, честью и величием. Поскольку далее следует описание Божьих дел творения, упоминаемых в том же порядке, что и в Бытие 1, мы можем сказать, что Пс. 103:1 служит преамбулой к этому “второму повествованию о творении”. Далее следует поэтическое, но в то же время ясное и краткое, описание дел рук Божьих во время Недели творения.
По мере того, как мы будем продвигаться по 103-му псалму, выделим те стихи или группы стихов, которые описывают действия Бога в каждый из дней творения. Промежуточные стихи, которые предлагают объяснение и останавливаются на отдельных деталях, мы пока пропустим.
Дни творения
Повествование о событиях, происходивших в дни недели творения, начинается со второго стиха.
Стих 2а: «Ты одеваешься светом, как ризою». Здесь говорится о событии, произошедшем в первый день недели творения, появлении света в этом мире и последующем разделением между тем, что Бог назвал «днем» и тем, что Он назвал «ночью».
Стих 2б: «простираешь небеса, как шатер». Намек на то, что вначале Бог сделал во второй день, то есть распространил небеса, что привело к отделению вод над ними от вод под ними. Вот почему стих 3 говорит: «устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра». Здесь говорится о просторе небесного свода, где Божья «колесница», облака, висят и движутся, и где ветры свободно летают туда-сюда, как будто у них есть крылья. Автор поэтически провозглашает, что Бог шествует на этих крыльях, что в свою очередь объясняет, почему в этом стихе говорится, что Бог устрояет там — между водами — горние чертоги Свои: потому что именно в этом обширном пространстве Его небесные чертоги более открыты для взора всех Его созданий.
Давайте перейдем к стихам 8-10 т. к. стих 8 начинается там, где остановилось повествование о разделение вод на второй день. Этот стих описывает действие вод, расположенных под небесами: «восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них», этим местом является море. Итак, мы видим здесь повторение автором повествования о событиях, происходивших в третий день недели творения: собрание вод в моря по Божьему повелению.
Стих 9, первая часть, ясно указывает на границы морей: «Ты положил предел, которого не перейдут». Вторая часть стиха говорит нам: «и не возвратятся покрыть землю», что подразумевает тот факт, что земля теперь сухая. Таким образом, мы видим здесь упоминание о сотворении суши, которое также произошло на третий день.
После изображения в следующих стихах того, что ежедневно происходит в морях и вокруг них, в ст. 13 мы находим повествования о действиях Бога на суше: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля».
Стих 14 замыкает цепь событий, имевших место в третий день: то есть сотворение растительности на благо как людей, так и животных. Мы читаем: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу».
После описания того, что человек и животные делают с различными элементами, которые Бог уже сотворил на земле, повествование переносит нас к следующему кругу событий.
Стих 19: «Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад» Здесь мы видим описание событий четвертого дня: сотворение двух великих небесных светил. Луна упоминается первой, вероятно потому, что ее сфера влияния - вечер, который является первой частью каждого из дней творения. Звезды, сотворение которых, вероятно, произошло до недели творения описанной в Быт. 1, здесь не упоминаются, возможно как раз по этой причине.
Стих 25: «Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими». Здесь мы видим упоминание о сотворении рыб и морских существ, которое произошло на пятый день.
Стихи 28 – 30 переносят нас к шестому дню, поскольку они описывают, как наземные существа, созданные в тот день, зависят от Бога в своей ежедневной жизнедеятельности и в самом своем существовании. Стих 28 говорит: «Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом».
В стихах 29 и 30 мы читаем: «скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли».
В стихе 33 мы можем увидеть поэтическую ссылку на сотворение человека, проиллюстрированную в жизни поэта, самого псалмопевца, который описывает свое бытие в единении с Богом-Творцом и, как следствие, Господь достоин его пения и восхваления. Он заявляет: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь», или «пока я жив». И это также верно для всего человечества, сотворение которого тоже произошло на шестой день.
А затем, в завершении всех творческих трудов Господа, наступает время тишины и размышления. К нему мы приходим в стихе 34: «Пусть и размышления мои будут Ему приятны, и я буду радоваться в Господе» (пер. ИПБ), что указывает нам на занятия, которыми особенно следует заниматься в седьмой день, в сравнении с любым другим днем недели. Конечно, это говорит нам и о ежедневных размышлениях о Господе, но, в любом случае, они включают в себя и субботние размышления. Таким образом мы видим, что здесь говорится о том, что должно происходить в каждый седьмой день каждой недели: размышление о Творце, о его делах и Слове, силою которого Бог вызвал все к существованию (ср. Пс. 32:9). И, как результат всего этого, мы, как Его дети, должны радоваться и праздновать, особенно в субботу.
Заключение
Псалом завершается в стихе 35 следующим восклицанием: «Благослови, душа моя, Господа! Аллилуйя!», которое необходимо здесь отметить, т. к. это первое появление в Псалмах оригинальных еврейских слов, халелу-Ях (Аллилуйя): «Прославь Господа». До сих пор употреблялось выражение “Благослови Господа”. Но с этого места данное выражение становится частью языка молитвы и хвалы. И, учитывая это, весьма показательно, что халелу-Ях впервые упоминается в Псалмах именно в контексте празднование акта Творения.
А поэтому я заканчиваю проповедь приглашением к вам, её слушателям: давайте присоединимся к псалмопевцу и всему живущему на земле в прославлении нашего Бога-Творца и нашей жизнью, и нашим свидетельством!