Покой в беспокойном мире
Дэйв Манзано
Перевод Поповой Е. Ю.
Марк 4:35-40. (Читаем стихи 35-39). Здесь ученики оказались в опасной для жизни ситуации, но Иисус спас их. Это хороший урок. Но почему Иисус сказал им слова, записанные в стихе 40?
Слова Иисуса: «что вы так боязливы? Как у вас нет веры?», - вводят нас в смятение. Когда воет ветер, и вода заливает лодку, как можно не испугаться? Означает ли это, что когда наша жизнь полна перемен и конфликтов, мы должны быть наполнены миром? Если бы Его церковь подверглась нападению и готова была пасть, мы бы могли спокойно работать? Это то, что Иисус хотел сказать нам?
Каким образом мы можем иметь покой в беспокойном, меняющемся мире, полном разных конфликтов?
Бог, наш Создатель имел хороший план для этого мира, но человеческие действия нарушили этот план. Несмотря на это, благодаря жизни и смерти Иисуса Христа, Божий план будет осуществлен. Поэтому мы можем быть в безопасности в этой жизни. И будущее, которое Он нам обещал, вполне безопасно.
Мы жаждем покоя и отдыха. Мы ожидаем запланированного отпуска, предвкушаем удовольствие от поездки. Когда все закончилось, мы говорим: «Мы здорово провели время, но как хорошо снова оказаться дома!» Мы расслабляемся. Хорошо иметь место, которое можно назвать «дом». Место, где можно отдохнуть. Но это – не настоящий отдых. Мы чувствуем на себе постоянное давление. Те, кого мы любим, могут быть далеко от нас. Если бы они были рядом, было бы намного лучше, но все равно – это не полный покой.
Псалмопевец Давид выразил жажду покоя следующими словами: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы» (Пс. 54:7). Он наблюдал, как голуби питаются на земле. Когда становится опасно, они просто улетают прочь. В своих бедах Давид представлял себе, как было бы хорошо, если бы он мог сделать тоже самое.
Как нам обрести желанный покой? Вещи и обстоятельства могут помочь. Но они не могут устранить наше беспокойство (Лк. 12:15). В нашем падшем мире невозможно достичь идеальных условий окружающей среды. Если бы они были возможны, то мы, в нашем падшем состоянии, не смогли бы увидеть и принять их. (Ученики Христа не смогли разглядеть совершенство, которое наполняло Его и все Его действия, а мы?)
Бог – Податель покоя
Бог говорит о покое. Впервые мы встречаем его в книге Бытие 2:2, 3. Бог отдыхал. Его покой не был маленькой передышкой в середине рабочего дня. Он закончил Свой труд. Творение было завершено. Он отдыхал, и слово для отдыха было «суббота».
В следующий раз мы встречаем это слово в Быт. 8:4. Ковчег остановился, он отдыхал. Затем мы находим слово «покой» в 4-ой заповеди. Основой для этой заповеди является Божий покой и наш покой по вере в Его законченный труд.
Еврейское слово, суббота, означает «прекращение – покой». Почему седьмой день недели называется субботой, то есть «прекращением»? Ответ можно найти в Быт. 1:31, и Быт. 2:1-3.
Шесть дней творения закончились. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Все сотворенное было чудесным. Самый первый урок Писания состоит в следующем: когда Бог совершает что-либо, это всегда очень хорошо. Нам нужно помнить об этом.
Небеса и земля были завершены. Бог создал эту землю для жизни (Ис. 45:18). Все было совершено за 6 дней. Дал ли нам Бог шестидневную неделю? Нет, Он добавил седьмой день. Именно благодаря тому, что совершил Бог, Его деяния в седьмой день сделали этот день «субботой». Он покоился от завершенной работы, благословил этот день и отделил его. Вот почему число «7» стало признаваться как «полное завершение» и в Библии, и в древней культуре.
«В клинописных текстах, которые являются нашими самыми ранними источниками, есть явные свидетельства того, что вавилоняне считали число 7 числом полноты, или завершенности. Шумеры, от которых аккадцы, похоже, заимствовали эту идею, приравнивали число 7 к понятию «все».
Семиэтажные башни Вавилона представляли собой вселенную. Число 7 было выражением высшей силы, проявлением наибольшей полноты энергии, и поэтому с ранних пор было вовлечено в религиозные культы. Число 7 найдено в ссылках, где говорится о ритуалах в эпоху Гудеа, возможно, в середине третьего тысячелетия до н. э. «Семь богов», в конце перечисления, означало «всех богов». … Поскольку это священное, или символическое использование числа 7 не было свойственно только вавилонянам, их учителям и соседям, но было более или менее известно также в Индии и Китае, среди кельтов и немцев …» (Вильям Таулор Смит Интернациональная Библейская энциклопедия, т. 4, стр. 2159).
В библейских документах говорится, что эта идея о числе полноты вытекает из деяний Бога. «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал» (Быт. 2:1, 2). Идея числа семь, символизирующего полноту, встречается в этом и во многих других местах Писания (Быт. 4:14, 15; Мат. 12:45; 18:21, 22 и т. д.).
(Число 7 встречается 49 раз в книге Откровения. Чтобы показать всю историю христианства, в Откровении используется понятие семи церквей. Семь Духов Божьих означают полноту Святого Духа в Его работе в этом мире. Многие семерки напоминают нам, что Бог завершает Свою работу спасения на земле).
Субботнее общение с Богом
Наш Небесный Отец, Великий Создатель, выделил специальное время для общения с людьми. Как чудесно!
В первую субботу Адам и Ева узнали, как они появились, и начали знакомиться со своим Создателем. Это происходило не один раз. Бог благословил седьмой день, отделил его, как особый святой день для рода человеческого (Марк. 2:27, 28). Он сделал субботу еженедельным временем для отдыха в Нем, временем особого общения Бога со своим народом.
Попробуйте представить Адама и Еву в полноте их жизни. Я помню, что я чувствовал, когда мне исполнилось 20. Я был полон энергии и жизни. Мое будущее казалось безопасным, но то, что я испытывал, было ничто по сравнению с жизненной силой, которую имели Адам и Ева. Какие чудесные способности они имели. Я могу представить, как они бегут по полю так же быстро, как олень. Затем подумайте о чудесах окружающего мира. Как много всего, что нужно узнать, увидеть и сделать. Мир и их собственные возможности легко могли бы стать центром их мышления и жизни. Это то, что случилось с Люцифером на небесах.
Адам и Ева нуждались в субботнем отдыхе со своим Создателем, чтобы Его освящающая сила поддерживала в них желание соединиться с Ним, и они могли стать теми, кем они были созданы. Бог сотворил седьмой день недели, субботу. Он дал ее людям. Это знак того, что наша вера основана на Его трудах, а не на наших делах.
Мы знаем, что такое торговая марка, не так ли? Это название продукта, которое говорит о том, кто его создал. Торговая марка может придать больший вес продукту. Она говорит нам, кто является производителем данного продукта, и дает гарантию его качества.
Созданная Богом Творцом, суббота имеет товарный знак Бога. Его имя запечатлено на ней. Божьи слова: «Я отметил ее Своим именем» верны в отношении седьмого дня, субботы. Прочитаем 4-ую заповедь (Исх. 20:8-11) и обратим внимание, как Его имя упоминается в ней:
«… а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему … ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх. 20:8-11)
«ГОСПОДЬ.» Три раза это священное имя, которое евреи ни смели ни произнести, ни написать, появляется в этой заповеди. Это «Я ЕСМЬ», которое произносил Христос, говоря о Себе, и за которое Его хотели побить камнями (Ин. 8:58, 59). Это имя, которое является товарным знаком святого субботнего дня.
«ПОМНИ день субботний, чтобы святить его». «Помни». Суббота не является чем-то новым, о чем мир никогда не знал. О ней было известно в древних культурах. Семидневный цикл очевиден в древней истории. Стремясь понять, откуда возникла идея семи и идея покоя, Август Стронг в своей «Систематической теологии» (1907) представляет различные идеи, среди которых есть следующая цитата:
«Но теперь открытие календарной таблички в Месопотамии показывает нам, что в древнем Вавилоне, еще задолго до дней Моисея, использовалась семидневная неделя, включающая и субботу. В этой табличке седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой дни называются субботними; то же самое слово использовал и Моисей, говоря о «дне отдыха».
В этой табличке ограничения столь же жестки, как и в законе Моисея. Это установление, должно быть, относится к периоду аккадцев, еще до дней Авраама. В одном из недавних открытий этот день называется «днем покоя для сердца». Имеется в виду покой для сердца богов, т. к. в этот день совершались умилостивительные жертвы, приносящие покой их сердцам.» Стронг, Систематическая теология, стр. 408
«Покой для богов» является отражением Быт. 2:2, но, в то же время, является искажением Божьего покоя в седьмой день. Божий покой был вызван не умилостивительной жертвой, принесенной Богу, а тем, что Он предусмотрел для рода человеческого в Творении и в субботе. Субботний покой свидетельствует о том, что Бог является источником полного покоя.
Субботу нужно ПОМНИТЬ. Зачем помнить, что Он – Творец? Именно благодаря Его деяниям, мы и все сущее существуем. Благодаря Ему, мы имеем спасение. Благодаря Ему, у нас есть будущее. Вот почему истинный покой можно найти только в Нем. Покой можно найти в Его благости, как нашего Создателя и как нашего Искупителя.
Суббота была создана для человеческого рода, чтобы поддерживать связь с его корнями. Мы, люди, не появились в результате какого-нибудь бессмысленного случайного события. Мы здесь, благодаря Личности. Эта Личность – Бог Творец. Люди, сотворенные по образу Божьему, могли вкусить величайшую радость жизни. Люди должны были испытать радость жизни, познания Бога и таким образом отразить Его благость, Его праведность и любовь.
Грех изменил всю ситуацию и поэтому, остальная часть библейской истории – это откровение о Божьей работе в Иисусе Христе, через Которого произойдет восстановление всего (Прочитайте Деян. 3:20, 21).
Суббота, как памятник Богу Творцу, говорит нам, что Он может сделать нас новым творением. Это знак того, что Его творческая сила может освятить нас (2Кор. 5:17; Иез. 20:12).
Седьмой день суббота – это не только часть вечного нравственного Божьего закона. Она приходит к нам спасенной и восстановленной Господом Иисусом Христом. «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:28).
Соблюдение субботы считалось добрым делом, через которое заслуживались Божьи благословения. У раввинов были десятки, а то и сотни правил о том, что разрешено, и что не разрешено делать в субботу.
В период ожидания Мессии, в 1-ом веке, были раввины, которые учили, что Мессия пришел бы при условии правильного соблюдения Израилем хотя бы одной единственной субботы; а если бы они соблюдали две субботы надлежащим образом, Мессия не только бы появился, но и искупил бы народ.
Своей жизнью Иисус раскрыл цель и благословение субботы для падшего человечества. У Него была привычка посещать в субботу синагогу. Он общался со Своим народом. Он учил его. Он творил чудеса для Своего народа. В Его субботнем служении мы видим благословения, которые несет суббота падшему человечеству.
В Своей молитве после последней Вечери Христос сказал: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Когда Он умирал в пятницу, Он воскликнул: «Совершилось!» (Ин. 17:4; 19:30) Иосиф из Аримафеи и Никодим получили разрешение похоронить Его (стихи 40-42). Сын Божий, совершив труд, ради которого Он пришел, завершил спасение. Спасение, которое было планом и обещанием, Он сделал реальностью. Совершив это дело, Он, как и при творении, отдыхал. Он покоился в гробнице Иосифа.
Истинный Божий покой приходит к нам через Иисуса Христа
Читаем Мф. 11:28, 29.
Руководство Иисуса Навина позволило 12-ти коленам обрести покой в Ханаане (И. Нав. 22:4; 23:1). Но это не был покой, который мы находим в Боге. Царь Давид принес Израилю покой от врагов (3 Цар. 5:4). Но он не продлился долго. Такой покой был обретен во дни царя Асы, и снова, при Иосафате (2 Пар. 15:5, 14:6, 7; 15:15; 20:30). Но этот покой не является тем отдыхом, который мы ищем, который нам дарит Бог. «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). Обещанный субботний покой нельзя испытать без Иисуса Христа. «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2:12-19).
Он – Шалом, дающий мир. Посланник Завета, Он – Тот, Кто предостерегал Моисея от поклонения «золотому тельцу». «Господь сказал: Сам Я пойду, и введу тебя в покой». «Облако шло перед ними, чтобы найти место покоя для них» (Исх. 33:14).
Рим. 5:1. Мир приходит от пребывания в гармонии с Богом, при полном доверии Ему. Христос, Своею жизнью и смертью, сделал это возможным. Сейчас, благодаря Его небесному служению, Его присутствие с нами более реально, чем во время шторма в Галилее. Мы приходим к Нему, принимаем Его иго, учимся у Него и покоряемся Ему. Мы всегда, даже когда лодка наполняется водой, сохраняем нашу веру в Иисуса. Он – Творец, Строитель, Защитник и Основатель Своей церкви.
Соблюдение Божьей субботы становится «отрадою», еженедельным опытом отдыха с Богом, который Бог дарит Своему народу, святым, соблюдающим заповеди Божии и хранящим веру в Иисуса (Ис. 58:13; Откр. 14:12). Наше прибежище только в Нем. Он – наш мир. Он – наш покой.
Представьте себе следующее:
Плачет маленький ребенок. Его плач говорит нам о том, что он расстроен. У него нет мира. Его мать берет его на руки и прижимает к себе. Она нежно поглаживает его по спине и ласково разговаривает с ним. Через некоторое время его плач прекращается. Еще несколько поворотов головы. Затем ребенок глубоко вздыхает и опускает голову ей на плечо. Все тихо. Ребенок успокоился.
Можете ли вы представить себя, подобно этому ребенку, отдыхающими в объятиях Бога? «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными» (Втор. 33:27).
Когда все вокруг конфликтуют, представьте себя в безопасности, в объятиях Иисуса. Он обещает: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Вы нашли покой.