Природа и сила Божья
Бен Клаузен
Перевод Поповой Е. Ю.
Стихи: Псалом 18:1-6
Введение
Обширность Вселенной
Карл Саган написал книгу Контакт, и по ней был снят голливудский фильм. В первую минуту фильма мы как будто смотрим с космического аппарата, удаляющегося от Земли все дальше и дальше, … за луну, солнце, планеты, солнечную систему, все дальше за звезды, за Млечный Путь, за пределы ближайших галактик, до самых краев вселенной. Чтобы оценить расстояния в перспективе, я думаю о самом удаленном месте от дома, где я когда-либо бывал.
Индия – путешествие в Индию заняло в общей сложности около 18 часов на самолете. Путешествуя со скоростью 1000 км/ч мы пролетели около 18000 км. Мне казалось, что это долгий путь, и моя жена тоже так думает.
Луна – однако, когда мы смотрели видео об Аполлоне 13, я заметил, что потребовалось 3 или 4 дня полета со скоростью примерно 5000 км/ч, чтобы вернуться назад с Луны и покрыть расстояние 400,000 км. Это долгий путь, но не слишком далекий, так как свету требуется чуть больше одной секунды, чтобы преодолеть это расстояние, двигаясь со скоростью 300,000 км/сек.
Солнце – на этой удивительной скорости свету требуется 8 минут, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до нас, равное приблизительно 150 миллионам км.
Солнечная система – самый дальний из космических аппаратов выведен на край солнечной системы, находящийся на расстоянии нескольких миллиардов километров от Земли. Космический корабль «Вояджер», запущенный в 1977 году, достиг Нептуна в 1989 году. Он летел 12 лет со скоростью около 40 000 км/ч. Достаточно далеко, ведь потребовалось 4 часа, чтобы радиосигнал от него (путешествующий с той же скоростью, что и видимый свет) достиг Земли. Но это все еще находится в пределах нашей солнечной системы.
Звезды – ближайшая звезда (альфа Центавра) находится в 10000 раз дальше, на расстоянии около 40 триллионов километров от нас. Для такого рода расстояний проще сказать, сколько времени потребуется свету, чтобы проделать такое далекое расстояние, в данном случае – около 4-ех лет. До любой из близлежащих звезд, которые мы можем видеть невооруженным глазом, свет путешествует несколько сотен лет.
Млечный Путь – это спиральная ветвь нашей галактики, которая простирается настолько далеко, что свету требуется 100 000 лет, чтобы добраться от крайних звезд Млечного пути до нас.
Галактики – помимо нашей, существуют мириады других галактик. Одна из самых отдаленных галактик, видимых невооруженным глазом, это галактика Андромеды, которая находится на расстоянии более 2 миллионов световых лет. Тем не менее, космический телескоп Хаббла распознает объекты, находящиеся более чем в 1000 раз дальше, чем даже галактика Андромеды. Если это расстояние выразить в километрах, то оно составит около триллиона триллионов километров, или единица с 24-мя нулями после нее.
Думая об этих огромных расстояниях, меня охватывает благоговейный трепет, когда я читаю слова пророка Исаии о Боге в 40 главе, 26 стихе: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает».
Скорости перемещения
Каким образом Бог следит за этой огромной вселенной? Понятия не имею.
Желание веков: «Непостижимым для нас образом Бог активно взаимодействует со всеми Своими владениями» (стр. 356).
Даниил 9 – Ангелы должны уметь передвигаться очень быстро. В книге Даниила, 9-ой главе, ангел, по-видимому, мог прилететь с небес к Даниилу примерно за 3 минуты. Это быстрее, чем движется свет, поскольку свету требуется 8 минут, чтобы добраться от Солнца до нас.
Малость атома
Но большие пространства – это не единственная область, которую контролирует Бог, в Его руках:
Волосы – Он говорит, что все волосы у нас сочтены.
Клетки – Волосы тонкие, но даже при этом по диаметру волоса укладывается 100 человеческих клеток.
Вирусы – Человеческие клетки довольно малы, но в них легко может поместиться 100 вирусов.
Атомы – Эти простые вирусы состоят из 1000 атомов.
Протоны – Атом намного больше чем протоны, которые внутри него, поскольку атом в основном пуст. Если бы протоны внутри атома были размером с баскетбольный мяч, то атом был бы размером с город Дели.
Капля воды – Несколько лет назад мой отец прочитал, что в капле воды находится больше молекул, чем людей на земле. Он спросил меня, может ли это быть правдой. После нескольких вычислений я сказал ему, что это не только правда, но что в капле воды содержалось больше молекул, чем волос на головах всех людей на земле, намного больше. Бог контролирует много волос, но все эти молекулы и атомы также находятся в Его руках.
Сила атома – Внутри атома содержится такая сила, которую мы только начали понимать в этом столетии. Атомы не имеют большой массы, но, если мы умножим эту малую массу на большую величину скорости света, а затем снова на скорость света, мы получим количество энергии, которое спрятано в этих маленьких «пакетиках». Это известное уравнение Эйнштейна: Е= mc2. Только небольшая часть этой энергии выделяется при взрыве атомной или водородной бомб.
Что говорит Писание о Боге, явленном в природе
Чудеса вселенной напоминают мне несколько текстов из Библии, которые говорят о величии Бога:
«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8).
«… не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).
Еще одно место, где говорится о чудесах творения, находится в книге Иова. После всех, пережитых Иовом страданий, объяснил ли Бог что-либо Иову? Нет! Вместо этого, Бог задал Иову множество вопросов о природе. Бог дал понять Иову, что все находится под Его контролем:
«Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: …
Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, …
Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? …
Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, …
Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?» (Иов 38:1-3, 12, 16, 25, 31-32)
«И отвечал Господь Иову из бури и сказал: препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом как Он?» (Иов 40:1-4)
«бегемот
левиафан» (Иов 40:10, 20)
«… И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:1 - 5).
Слишком несовершенная модель Бога
Я верю, что наше представление о Боге слишком несовершенно. Вы помните саддукеев, которые пришли к Иисусу с вопросом о женщине, которая последовательно выходила замуж за семь братьев, одного за другим, когда предыдущий из них умирал. Саддукеи не верили в воскресение и думали, что это хорошая возможность показать, как трудно поверить в воскресение. Ответ Иисуса был прост:
«… заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29).
Я помню, как ребенком пытался выучить 10 заповедей. Я думал, что это было нужно для следопытов, чтобы получить очередной зачет. Я не хотел на это тратить много времени и задавался вопросом, зачем должна быть вторая заповедь, ведь уже есть первая. Мне казалось, что они говорят одно и тоже: «Не поклоняйтесь идолам». Мне было бы проще запомнить, если бы Бог сказал только это и представил их как одну заповедь.
Однако с тех пор я осознал важность второй заповеди, её отличие от первой. Первая заповедь гласит: Не поклоняйся другим богам, кроме истинного Бога. Вторая заповедь идет дальше и говорит о том, как важно быть осторожными, чтобы не поклоняться человеческим представлениям об истинном Боге. Во времена израильтян это были идолы. Ветхозаветные люди хотели иметь что-то, что было бы символом их бога. Этот символ, однако, сузил их представление об истинном Боге. Было бы легко поверить в то, что истинный Бог был не более чем их представлением о Нем. Бог сказал им, что они не видели Его на горе, поэтому не должны делать никаких Его изображений (Втор. 4:15-19).
В наше время у нас тоже есть свое представление о Боге. Наши ограниченные представления и идеи о Нем, которые рождаются в нашем разуме.
Дж. Б. Филипс говорит об этом в своей книге Твой Бог слишком мал (1961)
В своей книге он приводит несколько примеров того, как люди ограниченно представляют себе Бога:
Местный полицейский – но Бог больше, чем просто наша совесть.
Родитель – но Он не просто большая версия нашего папы.
Небесный охранник. Но Бог – это больше, чем гарантия безопасности.
Бог-в-коробке – но Бог больше любого церковного катехизиса.
Важный пожилой человек – одно из моих любимых представлений, которое звучит примерно так:
«Поскольку Бог существовал во времена Ветхого Завета и даже раньше, Он, должно быть, очень стар. Прекрасный старый человек, но не очень современный. Он понимал, как думали крестьяне в Ветхом Завете, но сегодня Он не очень хорошо нас понимает. Можете ли вы представить себе, как Иисус садится за компьютер? Знает ли Он, как летать на реактивном самолете? Конечно, у Него возникли бы проблемы с запуском атомной электростанции. Его бы удивили все высокотехнологичные спецэффекты в сегодняшней видеопродукции. Сможет ли Он понять, как работает факс, интернет?» … Ваша первая мысль была бы о том, что это все слишком высокотехнологично для Бога, но затем вы осознаете, что Он знает все.
Да, у нас слишком узкое представление о Боге. Он Всемогущий, Всезнающий. Он контролирует все, от огромной вселенной до мельчайшего атома. Он может спросить нас, как спросил Иова, и нам придется прикрыть свой рот ладонью: «Да, Ты знаешь все».
Что такое сила Божья?
Мы увидели несколько простых примеров Божьего величия в природе. В 1-ой главе Послания к Римлянам говорится об этом. Но интересно, что о сути Божьей силы и величия написано в другом месте. Вы помните, когда Илия бежал от Иезавели, он провел 40 дней на горе Хорив, на Синае. Илия, должно быть, вспомнил истории о великой силе Бога, явленной на этом месте, когда был дан Декалог. Бог пришел и говорил там с Илией, и снова произошли довольно устрашающие природные явления: ветер, землетрясение, огонь. Но Бог сказал, что Его нет в них. В конце концов, где был Бог? В веянии тихого ветра (3Цар. 19:11-12).
Итак, что это за сила? Это сила, которая может перевернуть мир. Павел говорит в Послании к Римлянам 1:16, что именно Евангелие Христа является силой Божьей ко спасению. К сожалению, он также отмечает, что «в последние дни» люди будут иметь «вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим 3:1, 5). Это сила Евангелия Христа, которая изменяет жизни, которую люди ищут, и которую так легко заменить формой.
Мечты об окончательной теории, Стивен Вайнберг,1992 (Нобелевская премия по физике)
В книге повествуется о том, какой будет окончательная теория в физике, и какую форму она может принять. Ближе к концу книги Вайнберг поместил главу «Что насчет Бога?» Будет ли окончательная теория состоять в том, что все заключается в Боге? Вайнберг говорит, что «единственный путь, по которому может идти любая наука, - это предположить, что божественное вмешательство отсутствует» (стр. 247). Поскольку наука, используя это предположение, имела успехи, считается, что данное предположение верно. Таким образом, «существует несовместимость между натуралистической теорией эволюции и религией, как это принято понимать» (стр. 248). Религия возникла «в сердцах тех, кто жаждет постоянного участия заинтересованного Бога» (стр. 248).
Вайнберг хотел бы верить в Дизайнера, но этот Дизайнер должен был бы также нести ответственность за страдания и зло (стр. 250). Он хотел бы найти доказательства существования заинтересованного Творца в природе, но находит «печаль и сомнения в нашем будущем» (стр. 256). Он не думает, «что наука когда-либо принесет утешение, которое предлагает религия перед лицом смерти» (стр. 260). Религия придает смысл и дарит надежду, и поэтому кажется «неизгладимо отмеченной печатью желаемого» (стр. 255).
Мой ответ таков: наука преуспела в механистическом объяснении природного мира, постоянно уменьшая потребность обращаться к «богу пробелов» (в смысле применения понятия Бога и Его силы для объяснения всего того, чего мы не понимаем) до тех пор, пока его применение не станет дурным тоном. Но это оставило человечество с механистической вселенной, которая не удовлетворяет духовные потребности человека и слишком редко приводит его к вере в личностного Бога. Настоящее горе – это церковь, которая не может ответить на потребности человеческой души ничем, кроме как научным знанием, которое приносит только правила, учения, доктрины и обряды, и не дает истинной дружеской заботы или общения с личным Спасителем.
С точки зрения философии, зло в этом мире можно объяснить Богом, Который создал существ со свободной волей, чтобы они могли любить, но, когда зло непосредственно влияет на жизнь человека, единственный ответ исходит от друга, который может сочувствовать, или личностного Бога, Который все понимает. Человеку требуется личное прикосновение, и для каждого оно свое.
Вайнберг чувствует эту личную потребность, но, к сожалению, не видит решения в религии. Возможно, он видел только форму благочестия, но не силу. Чудеса природы внушают благоговение, и это хорошо и важно, но нужно больше, чтобы придать силу Евангелию Христа, Личности.
Свидетельство
Несколько лет назад я посетил Москву для работы над экспериментом по ядерной физике на ускорителе частиц, находящемся в окрестностях города. В процессе работы я подружился с женщиной, которая много лет работала физиком-теоретиком в области ядерной физики в Московском государственном университете.
Несколько раз она проявляла интерес к моей вере; расспрашивала об овощных насаждениях, которыми славится Заокская Духовная Академия; посетила адвентистскую церковь в Москве и узнала немного о нашем вероучении. Когда я обедал с ней и ее студентом у нее в гостях, она всегда следила за тем, чтобы у меня был травяной чай.
В последний раз, когда я посетил ее, меня сопровождал доктор Джон Болдуин из Семинарии Эндрюса. Во время нашего разговора она спросила нас о проблеме страдания. Я был готов рассказать ей немного о Великой борьбе, о том, что Бог хочет, чтобы свободные существа любили Его, и о том, как Люцифер воспротивился любви. Но прежде чем я смог начать, она сказала: «Я уже знаю о падшем ангеле». Но все эти знания ее не удовлетворили.
С тех пор размышляя об этом, я понял, почему этих знаний оказалось для неё недостаточно. Философия прекрасна, когда отвечаешь на философские вопросы. Ответ устраивал меня. А какую боль испытал я? Но для нее, прожившей много лет под коммунистическим гнетом, для нее, которой пришлось бороться с трудностями, когда у мужа случился сердечный приступ, философия была недостаточно хороша. У ее мужа могло и не быть сердечного приступа. Врач знал об этой опасности, но у них просто не было нитроглицерина. Только при сердечном приступе человека отвозят в больницу и обеспечивают необходимое лечение. Какое бессмысленное страдание!
Она нуждалась не в доктринах, а в познании любящего личного Бога, Христа, Который страдал вместе с нами здесь, на земле, Который знает наши печали и наши радости. Она нуждалась в личном прикосновении кого-то, кто испытал такую же боль. Я не мог дать ей это! У меня не было такого опыта.
Заключение
В заключение я хотел бы обратить внимание на прекрасные слова апостола Иоанна во вступлении к Евангелию. Он описывает Бога, как личного Спасителя:
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
А что он говорит о Божьей силе, и о том, что она означает для нас?
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (12ст.).
Мы видим силу Божию в природе, и мы также можем испытать ее в своей собственной жизни, можем стать Его детьми. Это не умение одерживать победу в спорах на тему науки или теологии, но сила заботиться о тех, с кем мы соприкасаемся в нашей жизни. Не форма благочестия, но сила Евангелия Иисуса Христа.