В начале Бог
Гордон Биетс,
перевод Поповой Е. Ю.
Вступление
«Хорошо известный ученый (некоторые считают, что это был Бертран Рассел) однажды читал лекцию по астрономии. Он описывал, как Земля вращается вокруг Солнца и как Солнце, в свою очередь, вращается вокруг центра огромного скопления звезд, называемого нашей галактикой. В конце лекции маленькая старушка в дальней части комнаты встала и сказала:
- Все, что вы сказали нам, - чепуха. На самом деле мир – это плоская пластина, находящаяся на спине огромной черепахи.
Ученый широко улыбнулся, прежде чем ответить.
- На чем стоит черепаха? – спросил он.
- Вы очень умный, молодой человек, очень умный, - сказала старушка, - Но черепахи стоят до самого низа!»
Существует огромное количество идей о том, как и почему мы появились здесь, на земле.
От идеи «черепах до самого низа» к Божьему творению.
История о черепахах взята из книги «Краткая история времени», написанной несколько лет назад знаменитым физиком-теоретиком Стивеном Хокингом. В этой книге дается популяризированное описание некоторых выводов из квантовой механики. В своем предисловии к книге, еще один знаменитый ученый, Карл Саган, сказал: «Это также книга о Боге … или, возможно, об отсутствии Бога. Слово «Бог» заполняет эти страницы. … Хокинг пытается, как он прямо говорит, понять разум Бога». Не только философы и теологи, но и ученые исследуют вопрос о существовании Бога. Когда они раздвигают границы физической Вселенной, они сталкиваются с вопросом о происхождении жизни. В заключительной главе книги, Стивен Хокинг повторяет вопросы:
«Мы находимся в изумительном мире. Мы хотим понять то, что мы видим вокруг себя, и спросить: Какова природа Вселенной? Каково наше место в ней, и где и откуда все появилось? Почему это так?»
Научные теории, подобные теории Большого Взрыва, - это попытки ответить на вопрос о нашем происхождении. Откуда мы появились? У каждого, кто имеет чувство индивидуальности, возникает вопрос: «Откуда я пришел?» Ответы охватывают спектр от аистов до Бога. Маленькие дети задают вопросы о происхождении жизни: «Как я появился у мамы?» И это дает возможность говорить «о птицах и пчелах», или, если вы не готовы говорить на эту тему, то об аистах. Вопрос «кто я» и «откуда я пришел» был задан человечеством с самого начала его истории. И есть много голосов, стремящихся ответить на этот вопрос сегодня. Начиная от Ширли МакЛэйн, мормонизма, и заканчивая натуралистической эволюцией, реинкарнацией. Каждый раз, когда вы посещаете государственный парк, музей или выставку археологических находок, вы сталкиваетесь с этим вопросом, когда читаете: «миллион лет назад», «десять миллионов лет назад», «пятьсот тысяч лет назад».
Творение
Это одно из основных убеждений церкви Христиан Адвентистов седьмого дня. Как мы подходим к этой теме?
- Я мог бы высмеивать тех, кто считает, что произошел от обезьяны.
Существует тенденция высмеивать то, на что вы не в состоянии рационально возразить. Если вы не можете ответить на аргументы, выставляйте их на посмешище.
Судья окружного суда Соединенных Штатов Уильям Р. Овертон, объявивший неконституционной поддержку креационизма в Арканзасе, получал угрозы об убийстве и много писем, в одном из которых была фотография обезьяны с надписью: «Вы можете повесить ее в вашем офисе и показать всем, как вы гордитесь своими родственными связями». Это не очень продуктивный подход. Он не воспринимает других людей или идеи всерьез. Он отражает чувства человека, который сильно боится того, во что верит.
- Я мог бы попытаться дать вам все научные обоснования своей веры в творение, какие бы только сумел найти. Например, второй закон термодинамики – вещи склонны к беспорядку, а не к порядку. Моя жена может это засвидетельствовать. Это может быть полезным подходом, но я не являюсь квалифицированным специалистом, чтобы сделать это.
- Я мог бы рассмотреть все библейские данные, которые говорят о Боге, как о Создателе. У меня, безусловно, больше опыта в этом вопросе, и я могу подготовить подобную презентацию. От Бытия до Откровения Бог представлен как Творец. Я уверен, что это было бы интересно, но это не помогло бы нам противостоять вопросам эволюции.
- Я мог бы перечислить проблемы эволюции. Например, недостающие звенья, спонтанное самозарождение – или даже появление материи из ничего, развитие животных от холоднокровных к теплокровным. Приятно видеть пробелы в аргументах противника, но это может заставить некоторых испытывать неуместное самодовольство.
Некоторые из вас могут подумать, что, если я продолжу такими темпами, я займу все время проповеди говоря о том, что не собираюсь делать. В свете того, что я не являюсь преподавателем науки, я предпочитаю сделать следующее:
- Кратко поговорить об истории науки и религии, о том, как они соотносятся друг с другом.
- Обсудить учение о творении, как доктрину о вере.
История
В начале истории цивилизации все непонятное было приписываемо чудесному вмешательству или таинственной жизненной силе Бога. Все было чудом. Но человек, руководствуясь наблюдением и экспериментом, начал задавать вопросы. Вильям Харви открыл, что в результате сокращения мышц, в теле циркулирует кровь, и это явилось для некоторых большим ударом, разрушающим власть Бога. Химия стала одним из «семи дьявольских искусств», потому что объясняла причину вещей так, что исключала Бога, как причину. Людей называли язычниками и атеистами, когда они объясняли явления естественными законами. Когда Роджер Бэкон, в 13 веке, объяснил радугу как результат преломления света, его осудили за «введение подозрительных новинок». Конечно, радуга была знаком от Бога и, следовательно, не могла быть результатом действия естественных законов. Против размещения осветительных стержней в церквах был высказан протест, поскольку это была «попытка контролировать орудия небес». И когда Коперник предложил идею о вращении Земли, и о том, что Земля не была центром вселенной, папа Павел V постановил, что «учение о двойном вращении Земли – вокруг своей оси и вокруг Солнца, ложно и полностью противоречит Священному Писанию».
Вы можете спросить: какому писанию?
В книге Псалмов 92:1, мы читаем: «… вселенная тверда, не подвигнется».
Религия часто попадала в ловушку утверждений, которые не подтверждаются Библией. Например о том, что Земля является центром вселенной. Библия не требует веры в это утверждение. Сегодня мы можем попасть в ту же самую ловушку. В начале 60-х были такие люди, которые говорили: «Согласно Библии» человек никогда не высадится на Луне. Нам не нужно утверждать, что Адам был создан в 9:00 утра 23 октября 4004 года до н. э., как утверждает архиепископ Ашер, Библия не требует этого, как и того, что Земле ровно 6000 лет.
В Библии не говорится об устойчивости видов. Одна из причин, из-за которых Дарвин высказал идею эволюции, состоит в том, что церковь в то время, ссылаясь на Писания, утверждала, что виды – постоянны. Это утверждение основывалось на словах из книги Бытия «по роду их». Полевые исследования Дарвина показали, что это не так. Мы должны быть осторожны в своих высказываниях о том, что на самом деле говорит Библия. Библия – это не научная литература и, хотя это и не означает, что ее слова несовместимы с истинной наукой, это означает, что мы не должны требовать слишком многого от книги, целью написания которой не являлось освещение научных вопросов.
Весть, которую мы получаем из Библии, в первую очередь не научная, а спасающая. Центром этой вести является история спасения.
Наука как религия
Сегодня наука для некоторых становится альтернативой религии. Наука дает человеку ощущение, что он может сделать все что угодно, например, «вчера полетел на Луну, а завтра полечу на Марс». Генетическая наука дает силу, подобную Божьей, для производства генетически модифицированной пищи и предвещает регулирование человеческих генов для предотвращения заболеваний.
Многочисленные научные достижения находятся в наших домах и офисах. Мы доверяем всему, что так сильно улучшило нашу жизнь. Итак, как мы можем жить, как люди веры, в научном мире? На самом деле вопрос о происхождении требует веры, будь то наука или теология.
Вера
Факт состоит в том, что никого не было вокруг, когда все начиналось. Объясняем ли мы наше происхождение космическим мусором, большой черепахой, большим взрывом, Создателем Богом, или теорией суперструн, все эти идеи не могут быть подтверждены экспериментально.
Единственный способ узнать, что произошло – это использовать веру. Веру либо в теорию черепах, либо натуралистическую теорию эволюции, либо в теорию о Боге-Создателе, или во что-то еще. Так или иначе, мы движимы верой.
А как насчет математики, ведь там нет веры? Как говорит Джон Полкингхорн в своей книге при обсуждении некоторых теорем Геделя: «Даже математическое упражнение предполагает акт веры». Поэтому я решил принять верой учение о творении, которое мы находим в Библии.
Псалом 32:6: «Словом ГОСПОДА сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их».
Это не значит, что я буду слеп к тому, что происходит в мире науки, но это значит, что я не буду сидеть на иголках, ожидая какое влияние на мою веру в Бога окажет какое-нибудь экспериментальное открытие. Неуместно основывать свою веру в Бога, как Создателя, на последних научных достижениях, разработанных тем или иным научным институтом. Это не значит, что вдумчивые исследования христианских ученых в поиске доказательств теории сотворения не полезны, но важно сказать, что я не готов сделать мою веру в Бога-Творца зависимой от их открытий.
Позвольте мне подойти к концу.
Какое научное открытие может разрушить мою веру в Бога–Создателя? Никакое! Если бы ученые создали человека в пробирке или обнаружили бы механизм образования жизни из неорганической материи, это не доказывало бы, что любящий Бог Творец не мог создать человека. Фактически, если человек был создан из пробирки, это продемонстрировало бы лишь одно из возможных средств, с помощью которого Бог мог создать человека в начале. Я не буду подвергать свою веру в Бога лабораторным исследованиям.
Я могу посмотреть на другого человека и увидеть: скопление атомов, биохимическую систему во взаимодействии с окружающей средой, представителя гомо сапиенса, красоту, брата, того, за кого умер Христос. Это целостная личность и я смотрю на этого человека по-разному в разное время.
Мы не должны быть похожими на Майкла Фарадея, великого физика-экспериментатора 19-го столетия. Он был идейным христианином, и говорят, что когда он заходил в лабораторию, то забывал свою религию, а когда он выходил, то забывал науку. Мы не должны так разделять науку и веру. Мы живем в одном мире, и наука и теология исследуют его различные аспекты. Существует реальность, которая выходит за рамки научного метода.
Ефесянам 6:12: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
Во вселенной происходит нечто большее, чем то, что можно поместить в пробирку или под микроскоп. Это похоже на стремление понять трехмерный мир, когда вы живете в двухмерном мире; или четырехмерный мир, когда вы живете в трехмерном мире. Есть вещи, которые мы не можем объяснить с помощью научного метода: любовь, красота, нравственность – понимание того, что хорошо, а что плохо.
Вера – это не прыжок в темноту, а прыжок к свету. Это способ познать то, что нельзя познать с помощью экспериментов и пробирок.
Заключение
Вы слышали выражение: «Скажи мне откуда он, и я скажу какой он». Это способ объяснить поведение некоторых людей. Предполагается, что вы не будете строго судить о поведении человека, если узнаете его происхождение. Знание того, откуда вы родом, влияет на то, кем вы себя представляете. Нет более важного знания для чувства индивидуальности человека, чем знание о его происхождении, его семье. Когда вы знакомитесь с кем-то, вы обычно спрашиваете их, откуда они, чтобы понять, кто они. Откуда я родом влияет на то, кто я. Учение о творении – это учение, говорящее мне, кто я.
Однажды я спросил мою дочь:
- Кто ты?
- Джулия, - сказала она.
- Но кто это? – надоедал я.
- Я, - сказала она с некоторым смущением.
- Кто ты?
- Джулия, - сказала она.
И когда я продолжал давить на нее, она наконец сказала в раздражении:
- Я твоя дочь!
Вот кто она – моя дочь. Именно так она назвала себя.
Учение о творении наделяет нас совершенной индивидуальностью, поскольку наша вера в Бога Творца зиждется на нашем вернейшем наследии. Мы созданы по образу и подобию Божьему. Кто я? Я - Божье дитя.
Благословение
«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». (1 Тим. 1:17)