Иисус и Суббота

29/06/2021

Гари Р. Коунсел
перевод Поповой Е. Ю.

Суббота: игнорируется, ею пренебрегают; слишком занят, чтобы соблюдать, слишком много планов, мешающих ее соблюдению.

Суббота: благие намерения искажены. Совесть измучилась от еженедельного напоминания о встрече с Богом.

Суббота: старомодная, устаревшая. Невозможна в наше время.

Суббота: ее презирают, на нее нападают.

Суббота: Ветхий завет. Евреи. Пригвождена ко кресту. С ней покончено; заменена благодатью.

Такие избирательные взгляды на вдохновение и авторитет Слова Божьего противоречат убеждениям протестантов, которые утверждают, что основывают свою веру только на одном Писании, а не на традициях. Ни одна другая богословская доктрина, Божья заповедь, не приглушается христианами так сильно, как истина о субботе. Кроме того, что суббота находится в унижении и поощряется пренебрежение к этому дню, в христианских книжных магазинах нет материала по этому ясному библейскому учению. Мы, кажется, боимся обсуждать этот вопрос.

Чего мы боимся? Суббота установлена Богом, и пришла к нам от самого сотворения. Святость субботы подтверждается во всем Писании, начиная от Бытия, и кончая Откровением.

Что означает суббота? Проще говоря, суббота означает «прекращение» или «отдых». В текстовом отрывке из послания к Евреям, 3 и 4 главы, греческие слова, переведенные как «покой», передают четыре аспекта отдыха. Павел рассказывает о стремлении Израиля отдохнуть от своего рабства и странствий по пустыне к обетованной земле. Как и дети Израиля, мы тоже стремимся к физическому отдыху, покою от трудов. В мире, который обещает так много облегчения от работы, где имеется много удобств и трудосберегающих устройств, где обеспечивается обильный досуг, потребность в отдыхе кажется странной. Истина показывает обратное. Американцы больше работают, но меньше наслаждаются своим трудом. В то время, как многие европейцы проводят на работе в среднем 34 часа в неделю, американские рабочие тратят на работу 44 часа, а менеджеры более 50 часов. Мы, люди, движимы нашими навязчивыми идеями, и, как следствие этого, получаем депрессию. Необходимость избавления от бесконечных поисков удовлетворения и безопасности приводит многих к химической зависимости и беспорядочным отношениям. Наше недоверие к Божественному средству субботе – покою, препятствует нашему божественному исцелению от духовной бессонницы.

Во-вторых, Павел заметил, что дети Израиля, избранные Богом как особый народ, также не смогли войти в покой взаимоотношений с Богом, уготованный Его народу. Цель Бога в выборе израильтян как Своего народа, не была основана на их достоинствах, так же, как и наше избрание для спасения не базируется на нашем статусе. Послушайте, как Моисей и Петр говорят практически то же самое.

«Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, - но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим …» (Втор. 7:7 – 9:29).

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр. 2:9, 10).

Израиль отгородился от всего мира. Вместо того чтобы провозглашать живого Создателя как истинного Бога всему миру, они превратили Божьи благословения в доказательства своей собственной праведности и сделали Его постановления, направленные на их духовное развитие, элитарной системой искаженного законничества. Их отказ явить Бога окружающему миру, привел к идолопоклонству и пленению. Хотя христиане никогда бы не попали в эту самую ловушку, мы впадаем в другую крайность, определяя для себя какая часть Божьих планов согласуется с нашими удобными традициями и предвзятыми мнениями. После этого мы смеем называть наше высокомерие верным служением Богу. Молчание – это не всегда согласие, иногда оно является пассивной агрессией, духовным бунтом.

Обращаясь к урокам прошлого, Павел призывает христиан принять приглашение Христа и войти в духовный покой: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11:28-30). Самая большая причина усталости – это не физический труд или умственное напряжение. Эмоциональный стресс, конфликты и духовные сомнения истощают и утомляют наши души более всего. Иисус понимает наше человеческое бремя и испытания. Он перенес их все. Испытывая намного более сильное искушение, чем мы можем себе представить, Иисус победил дьявола, используя силы, которые доступны и нам, веру в Слово Божье и повиновение воле Отца. Тем не менее, в Послании к Евреям 4:14 – 16 говорится о том, что наш Господь и Спаситель никогда не грешил, в отличие от вас и меня. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати». Мы приходим ко Христу с уверенностью – не в нас самих, а в Его совершенной праведности, и обретаем мир и покой.

В – четвертых, Павел вновь подтверждает суверенность Бога, как Творца и Правителя вселенной. Являясь источником жизни человека, Творец знает, что лучше для Его созданий. И даже если Божеству не требуется отдых (Бог не устает от маленького творения), божественное установление субботы, как священного времени для человека, является достаточным основанием для послушного соблюдения этого дня. Отношение человека к Божьему покою не отменяет субботы, данной для народа Божьего. «Посему, для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру (Израиля) не впал в непокорность» (Евр. 4:9 – 11).

Что говорит Библия об Иисусе и субботе? В данном исследовании можно выделить пять принципов. Вот эти принципы, иллюстрирующие взаимоотношения между Богом и человеком. Они не подлежат обсуждению.

  1. Суббота определяет, кто мы такие. Мы созданы по образу и подобию Создателя для Его славы. Наше существование подразумевает, а точнее требует наличие Творца. Отсюда врожденное желание человека поклоняться. Отвергая свое божественное происхождение, человек обратился к самовозвышению и искал рациональных объяснений для своего существования, развивая так называемые научные теории, например, эволюцию. Эволюция требует большей веры, чем библейский креационизм. Мой сын был  гидрологом-исследователем. Как один из немногих креационистов на своем рабочем месте, он прекрасно осознавал ненаучную субъективность эволюции и тщетные попытки объяснить жизнь. Эволюция гордо заявляет о независимости человечества от Бога; о том, что Спаситель не нужен. Суббота свидетельствует о нашем происхождении каждую неделю; она служит напоминанием о творении и о Творце. В книге Бытие 2:1 – 3 и четвертой заповеди используется еврейское слово йом, которое означает буквальные 24-ех часовые сутки, когда речь идет о том, чтобы помнить субботу, как священное время для отдыха в руках Создателя.   
  2. Как отрезок времени, неделя необычна. Она существует благодаря творению, и отмечена Субботой. Все другие отрезки времени основаны на известных астрономических событиях. Попытки изменить семидневный недельный цикл закончились неудачей. Суббота – это Божий дар человеку, данный для улучшения отношений Создателя со своим творением. Любое другое использование этого дара нарушает святое время и цель Господа для нас в этот день. Осквернение субботы лишает нас тех благословений Божьих, которые Господь хочет излить на нас.

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.» (Ис. 58:13, 14)

  1. Суббота символизирует спасение. Все религии используют символы, чтобы научить духовным истинам своих последователей и донести эти истины до людей. Христианство является религией, наиболее приближенной к земным реалиям. Иисус использовал повседневные вещи этого мира, чтобы проиллюстрировать царство небесное. Четырнадцать раз Он говорил: «Царство небесное подобно …». Воздерживаясь от своих собственных дел в седьмой день, человек проявляет практическую веру в зависимость от Божьей спасающей силы. Мирские занятия заменяются поклонением, духовным размышлением, молитвой, общением с семьей и церковью, постижением Творца через рассматривание природы. Субботняя пауза прерывает бешеный ритм жизни, и дает время для вдохновенного размышления, обновления, примирения и искупления. Происходит духовное, эмоциональное, умственное, физическое восстановление человека.
  2. Суббота является вечной. Ни Иисус Христос, ни апостолы, ни Писания не упраздняют субботы. Тот факт, что церковь пренебрегла учением о святости субботы, не дает ей права игнорировать или забывать о соблюдении этого дня. Иисус часто призывал к ответу теологов Своего времени за их проступки. Он сказал: «… люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Марк. 7:6, 7). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Говоря о новой земле для искупленных, пророк Исаия описывает все человечество, приходящее на поклонение Господу «из субботы в субботу». Затем, чтобы показать реальность этого пророчества, добавляются два слова: «говорит Господь» (Ис. 66:23). От создания земли до ее полного восстановления, и в течение непрерывных веков вечности, суббота остается памятником творческой и искупительной силы Бога.
  3. Иисус является Господином субботы. Говоря о Себе, Христос провозгласил: «посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марк 2:28). Суббота свидетельствует о Христе, как о своем Авторе. Все вышеперечисленные принципы имеют свое основание во Христе и сфокусированы на Нем. Христианское учение провозглашает, что Иисус Христос – Сын Живого Бога. Хотя мы с вами никогда не сможем полностью понять воплощение, это таинственное соединение божественного естества с человеческим, мы верой принимаем Иисуса, Которого Писание провозглашает Богом.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. ... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. … И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:1-4, 14).

«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Колос. 1:16, 17).

Почти одна пятая часть Нового Завета состоит из цитат, взятых из Ветхого Завета. Апостолы хорошо знали Священное Писание того времени, которое не было Синодальным переводом Библии, которым мы пользуемся сегодня, но древнееврейским Первым Заветом и возможно, его греческим переводом, известным как Септуагинта. Давайте обратим внимание на то, как апостол Павел доказывает божественность Христа ранним верующим. Он ссылается на историю взаимоотношений Бога с Израилем и повторяет некоторые знакомые моменты, записанные в Псалмах 103 и 104, и в девятой главе книги Неемии. Прислушайтесь внимательно к стихам 9 – 21 книги Неемии 9 главы, и затем обратите внимание на то сравнение, которое Павел делает в 1Коринф. 10:1 – 4:

«Не хочу оставить вас, братья (и сестры), в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».

Кем был Бог Ветхого Завета? Никем иным как Иисусом Христом. Сын Божий вел свой народ из Египта, через Красное море и пустыню. Он был Великим Законодателем, Который записал десять заповедей Своего Закона и дал их Моисею на горе Синай. Он является не только твоим и моим Создателем, но и Творцом Субботы. И Исаия, и Иаков провозгласили Бога нашим Законодателем и Судьей, Единственным, Кто может спасать и разрушать. Как смеет слабый человек проявлять неуважение к Великому Богу, пренебрегая еженедельным общением с Ним. Ведь именно для этой цели Он и создал субботу, чтобы строить взаимоотношения со Своими детьми!

Большинство христиан признают Субботу, как библейскую истину, но говорят, что эта истина сегодня не важна. Пока Богу поклоняются один час в неделю, когда есть свободное время и хорошее настроение, этого достаточно. В сущности, мы заменяем Божии религиозные требования нашей собственной дешевой верой. Даже если вы купитесь на популярную концепцию о том, что десять заповедей не требуют, чтобы вы «помнили день субботний и святили его»; то как насчет исполнения «закона Христова» (Гал. 6:2)? Если мы утверждаем, что следуем за Христом и идем по Его стопам, то обязаны следовать Его примеру на земле. Апостол Петр выражает «закон Христов» таким образом: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (1 Петр. 2:21; 2 Петр. 3:18). Мы должны «поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6). Этот совершенный пример записан в Евангелиях. Его невозможно усовершенствовать. Отвержение его открывает дверь сомнениям и приводит к искушению заменить ясные утверждения Слова Божьего на человеческие измышления. «Не введи нас во искушение». Такое нарушение закона Христа является, в лучшем случае, слабой непоследовательностью, а в худшем случае -  дешевым притворством.

Меня всегда удивляет тот поверхностный аргумент, что суббота предназначена только для евреев. К сожалению, люди, использующие этот нелогичный довод, обычно являются горячими христианами, которые в своем усердии забывают о том, что Иисус был евреем. Следуя их логике, можно прийти к такому выводу: поскольку Христос был евреем, только евреи могут быть христианами. Спасение предназначалось только для них. Мы, язычники, родились, чтобы быть топливом для ада. Или, что еще хуже, иудейский Христос был убран и заменен на какого-то мифического святого нашего собственного изготовления. Совершенно небиблейское понимание. Врач Лука подчеркивает, что Иисус соблюдал субботу: «и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу» (Лк. 4:16). Показывая нам, как жить жизнью веры, Иисус участвовал в богослужении каждую субботу Своей жизни на земле, и даже покоился в гробнице в субботний день, отдыхая от труда по спасению человека. Он никогда не нарушит те законы, которые Он Сам дал человечеству и просил соблюдать и хранить.

Суббота – это день, чтобы делать добро; Иисус сказал: «Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:12). Одна пятая записанных в Библии чудес, сотворенных Иисусом, была совершена в субботу. Иисус пришел освободить людей не только от бремени греха и болезни, но и от религиозных традиций и догм, которые контролировали человека, господствовали над ним, ограждали человека от знания истины, добра и любви Божией. Во времена Христа суббота обременялась более чем 600-тами правилами, записанными в Мишне. Иисус справедливо отбрасывал в сторону эти придуманные людьми правила, но Он никогда не «выплескивал младенца вместе с водой». И сегодня христиане не должны этого делать. Иисус справедливо восстановил божественную цель субботы, произнеся: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Пришло время «восстановить брешь» образовавшуюся в понимании этого вопроса христианами и в  христианской практике.

 Даже если вы не придерживаетесь концепции субботы по религиозным соображениям, социологи поддерживают ее по причине антропологических преимуществ. Некоторые из этих преимуществ проявляют себя в замедлении быстрого темпа жизни, когда время выходит из-под контроля. Ничто не останавливается в Америке. Круглосуточное телевидение, магазины, путешествия. Наш светский, материалистический мир как никогда раньше акцентируется на успехе посредством чрезмерных достижений, производства, усилий.

К сожалению, когда христиане оскверняют субботу, они бесчестят Творца; и когда мы бесчестим Создателя, то отвергаем Христа как нашего Господа и Спасителя. Теряется мощное свидетельство Божьего покоя, субботство, как называет его Павел в 4 главе послания к Евреям. Наш Господь Иисус проводит тест на ученичество довольно просто. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Вновь и вновь Он повторяет это требование в Евангелии от Иоанна 14 и 15 главах. Это не является законническим механизмом получения спасения или получением благодати через дела. Прав или нет человек, заявляющий, что находится под благодатью, лучше всего открывается в его преданном служении, исполненном обильной радости и благодарности, а также в жизни, соответствующей выраженной воле Божьей и примеру Иисуса, вопреки комфорту и популярности.

Я понимаю, что эти мысли могут открыть новые горизонты для многих в их христианском пути. Я не сужу тех, кто никогда не знал об этой истине, но я также не могу воздержаться от того, чтобы пролить свет на библейскую истину, на это фундаментальное христианское учение, которое приносит покой и мир в субботних отношениях с Иисусом. В завершении снова обратим внимание на Послание к Евреям, 4 главу, стих 12. Библия говорит, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9), т. е. человек крайне безнравственен и не понимает своих собственных побуждений. В деликатном вопросе ответа человека на открытую ему волю Божью, Он обещал проникнуть в самое сердце человека и «испытать внутренности» его (Иер. 17:10). Он делает это через руководство Святого Духа, Который «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13) Его Слова. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:12, 13). Это не должно вызывать страх. Те, кто откликнулся на приглашение Иисуса и обрел покой в Нем, имеют мир и уверенность в спасении, что приводит к радостному исполнению Его заповедей. Бог обращается к человеку, а человек почитает Бога, когда проводит субботу вместе с Ним. Такой покой укрепляет и увековечивает отношения. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2:7). Аминь.

Вернуться к Проповеди